#Аэростат755 (3 ноября 2019) – Samhain 2019
Здравствуйте!
Позавчера наступил древний праздник Соуэйн (в переводе с гэльского «конец лета»): один из
четырех дней в году, когда древние кельты праздновали обновление года.
Соуэн – портал во тьму. Темный день; темное время: начало «темной половины года». Но если
мы не пропали в эту ночь в пустых холмах, то есть хорошая новость. Скоро дело начнет
поворачивается к весне.
И поэтому сегодня я хочу играть вам музыку совсем новых артистов. Ведь не зря говорил
Джеймс Джойс: «история - это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться».
Trials Of Cato – Tom Paine’s Bones
Мы слушали совсем юный уэльско-британский коллектив Trials of Cato. Их называют «одним
из настоящих открытий в современной народной музыке». Все трое родились во Уэльсе и
Йоркшире, но выросли в Бейруте, где и познакомились, и стали играть вместе, сильно поражая
своей кельтизной воображение жителей Ливана. Зимой 2016-го года они вернулись домой и
записали свой первый альбом, который критики назвали «одним из самых впечатляющих
дебютов года».
Идем дальше.
Джим Морэй (Jim Moray) родился в 1981-м году и выпустил свой первый – записанный дома –
альбом традиционной музыки еще когда изучал классическую композицию в Бёрмингемской
консерватории. А в 2002-м уже выступал на фестивале в Гланстонбери и очень престижном в народных кругах кэмбриджском фолк-фестивале. Про него начали писать. Следующий – тоже
домашнего производства – альбом «Sweet England» получил премию BBC как «альбом года». С
тех пор каждый его альбом собирает кучу премий, и Джим считается классиком современного
британского фолка.
Jim Moray – Bold Lowell
А вот еще. Недавно вышел альбом «Потерянные Слова: Книга Заклятий». Это музыка,
сопровождающая книгу писателя Роберта Макфарлейна – а книга стоит того, чтобы сказать о
ней подробно. Она началась как реакция на то, что из обиходного словаря детей постепенно
пропадают слова, описывающие природу вокруг нас – названия птиц, растений – потому что
дети перестают сталкиваться с этой природой и как-то называть ее, и постепенно переросла в
протест против потери естественного мира.
А потом несколько выдающихся музыкантов традиционного направления написали песни,
сыграли и спели их.
Lost words – Blessing
Ye Vagabonds – группа, основанная братьями Брайаном и Диармуйд МакГлойн (Brían и
Diarmuid Mac Gloinn). Они выросли в сельской глуши в Карлоу (известной по песне
«Follow Me Up to Carlow», прославленной в песне группы «Planxty» – вообще, хорошо в
Ирландии: страна небольшая, а поэтов-песенников хоть пруд пруди, и поэтому каждая
маленькая речка или холм отражена в какой-нибудь прекрасной песне). В 2012-м они
переехали в Дублин, стали там известны, а в 2015-м записали свой первый альбом
«Ye Vagabonds», названный газетой «Irish Times» «блестящим дебютом».
Ye Vagabonds – On Yonder Hill
Джули Фаулис (Julie Fowlis) – одна из прекраснейших шотландских певиц, поющих древние
песни на гэльском языке – изначальном языке кельтов (который понимают только 60 000 на земле, то есть примерно 1% населения Шотландии). Несколько лет ее называли «Лучшей
Гэльской Певицей в Мире».
Помимо пения, она еще и музыкант на все руки – играет на шотландской высокогорной
волынке, флейтах, свистках, гобое, французском рожке и мелодионе.
Julie Fowlis – Dh’eirich
Ирландская группа «Ланкум» (Lankum) вошли в историю гениальной фразой «народные песни – больше панк, чем любой панк». Вспоминая, как «Sex Pistols» извинялись перед нашими «Silly
Wizard», что не берутся с ними пить, потому что это самоубийство, соглашусь, что эта фраза
верна на всех уровнях.
И снова Джеймс Джойс: «Гений не делает ошибок. Его ошибки – это портал открытий».
Lankum – The Wild Rover
На днях я с интересом прочитал где-то на просторах информационного
поля – кстати, давно пора бы изобрести новое слово для этого практически бесконечного
массива информации, который живет в наших телефонах, айпадах и лэптопах и из которого мы
теперь черпаем все свои знания о Вселенной – так вот, прочитал я душераздирающую статью
про трагическую смерть рок-н-ролла. Поначалу было интересно; а потом соображаешь, что под рок-н-роллом автор имеет в виду музыку, видимо звучавшую, когда он был молодым. Он
начинает перечислять героев своей молодости, и выясняется, что варвары-панки были
придуманы большими корпорациями, чтобы прибить «Led Zeppelin»... Господи ты мой боже,
думаешь, бедный автор, ну почему же ты перестал воспринимать музыку после середины 70-х?
Неужели, кроме гормонов, совсем ничего не осталось? Прошла иллюзия, что нравишься
девушкам, и стало не до музыки?
Поэтому и стараюсь как можно чаще играть вам новую музыку, созданную не когда-то в
мифическом прошлом – а сегодня. Потому что именно сегодня мы живем, и наша вечность
тоже сегодня.
Поэтому поставлю вам еще одну из сегодняшних групп, играющих традиционную кельтскую
музыку – шотландцев «Манран» (Manran). Они играют уже 10 лет, и про них пишут:
«суперзвезды кельтской музыки»; «высоко несут факел шотландской народной музыки»; «их
игра в две волынки способна вскипятить кровь любого не-кельта».
Manran – Thugainn
А вот Рэйчел Ньютон – поет на гэльском и английском, играет на арфе, скрипке и виоле и
пишет песни. В 2016м бибиси наградило ее титулом «музыкант года». Ее музыка берет за
сердце – пишет газета «Гардиан».
Последний ее альбом – «Вот мое сердце, Возьми его» – был назван в Шотландии «альбомом
года».
Rachel Newton – Here’s My Heart Come Take It
А под конец поставлю вам трио «Talisk» из Глазго, которое собралось в 2014-м году.
Ничего не буду про них говорить. Как сказал бы все тот же Джеймс Джойс – «закрой глаза и
смотри».
Спасибо!
Talisk – Cabot Trail
Иллюстрация - Ванда Барк